Лингвистический винегрет


Интеллектуальный конкурс по русскому языку "Лингвистический винегрет" (6 класс)

Сценарий

интеллектуального конкурса по русскому языку

«Лингвистический винегрет»

среди учащихся 6-х классов

учитель: Коломоец С.Г.

Цель: в игровой форме повторить и закрепить правила орфографии и пунктуации, расширить словарный запас учащихся, повысить интерес к предмету.

Ход мероприятия

  1. Конкурс названий команд (команды формируются в начале конкурса, в каждую команду входят учащиеся из разных классов). Команды должны придумать название и представить его членам жюри.

  1. Разминка. Расшифровать фразу, записанную фонетической транскрипцией. (см. приложения)

  1. Лингвистическая интуиция. Правильно или нет написаны слова. Раздается 15 словарных слов, в которых допущены ошибки (для большего интереса ошибки можно допустить не во всех словах). Учащиеся в команде должны их исправить. (см. приложения)

  1. Кто больше. Учащиеся за 3 минуты придумывают слова на определенную букву. Условия такие: слова должны быть только существительными в именительном падеже единственного числа (кроме тех слов, которые формы единственного числа не имеют)

  1. Битва поэтов. По опорным словам команды должны придумать четверостишье

  1. Угадай произведение по отрывку. Командам раздают отрывки произведений. Учащиеся должны угадать произведение и назвать автора. (см. приложения)

  1. Творческий конкурс. Команды должны описать комнату человека определенных занятий, чтобы другие команды могли угадать, кто там живет.

Подведение итогов, вручение призов

Приложения.

К конкурсу 2

[р`ика ищ`о н`и зам`орзла, и ийо св`инцовыи волны грусна ч`ирн`эл`и в аднаабразных б`ир`игах, пакрытых б`элым сн`эгам] – Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.

[д`ир`эв`йа и травы л`этам и в нач`ал`ли ос`ин`и пав`иc`эн`н`им у сач`ны и св`ижы] – Деревья и травы летом и в начале осени по-весеннему сочны и свежи.

[ран`н`эй в`исной, как тол`ка сайд`от сн`эк, пол`э, гд`э была пас`эйана аз`имайа рош, пакрывайэца соч`най з`эл`эн`йу] – Ранней весной, как только сойдет снег, поле, где была посеяна озимая роль, покрывается сочной зеленью.

К конкурсу 3

Для всех команд набор слов одинаков.

Атестат, митафора, винегрет, артиллерийский, ветренный, встречно-паралельный, перпиндикуляр, доподлинный, забранированный, завершенный, капиталловложение, калейдаскоп, матереалистичный, нейтралетет, смародиновый

(для жюри: аттестат, метафора винегрет, артиллерийский, ветреный, встречно-параллельный, перпендикуляр, доподлинный, забронированный, завершенный, капиталовложение, калейдоскоп, материалистичный, нейтралитет, смородиновый – подчеркнутые слова изначально в задании написаны правильно)

К конкурсу 5

Солнце трава светить цвести сад речка лужайка цветы (больше баллов получает та команда, которая использовала больше опорных слов)

К конкурсу 6

  1. «По улицам города я шатался теперь с исключительной целью – высмотреть, тут ли находится вся компания, которую Януш характеризовал словами «дурное общество»… (В.Короленко «В дурном обществе»)

  2. «Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирилла Петрович Троекуров». (А.Пушкин «Дубровский»)

  3. «Кто никогда не видал, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет». (М. Пришвин «Кладовая солнца»)

К конкурсу 2

[р`ика ищ`о н`и зам`орзла, и ийо св`инцовыи волны грусна ч`ирн`эл`и в аднаабразных б`ир`игах, пакрытых б`элым сн`эгам]

[д`ир`эв`йа и травы л`этам и в нач`ал`ли ос`ин`и пав`иc`эн`н`им у сач`ны и св`ижы]

[ран`н`эй в`исной, как тол`ка сайд`от сн`эк, пол`э, гд`э была пас`эйана аз`имайа рош, пакрывайэца соч`най з`эл`эн`йу]

К конкурсу 3

Для всех команд набор слов одинаков.

Атестат, митафора, винегрет, артиллерийский, ветренный, встречно-паралельный, перпиндикуляр, доподлинный, забранированный, завершенный, капиталловложение, калейдаскоп, матереалистичный, нейтралетет, смародиновый

К конкурсу 5

Солнце трава светить цвести сад речка лужайка цветы (больше баллов получает та команда, которая использовала больше опорных слов)

К конкурсу 6

  1. «По улицам города я шатался теперь с исключительной целью – высмотреть, тут ли находится вся компания, которую Януш характеризовал словами «дурное общество»…

  1. «Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирилла Петрович Троекуров».

  1. «Кто никогда не видал, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет».

infourok.ru

интеллектуальный конкурс по русскому языку Лингвистический винегрет (6 класс)

Сценарий интеллектуального конкурса по русскому языку «Лингвистический винегрет»среди учащихся 6-х классовучитель: Коломоец С.Г.

Цель: в игровой форме повторить и закрепить правила орфографии и пунктуации, расширить словарный запас учащихся, повысить интерес к предмету.

Ход мероприятия

Конкурс названий команд (команды формируются в начале конкурса, в каждую команду входят учащиеся из разных классов). Команды должны придумать название и представить его членам жюри.

Разминка. Расшифровать фразу, записанную фонетической транскрипцией. (см. приложения)

Лингвистическая интуиция. Правильно или нет написаны слова. Раздается 15 словарных слов, в которых допущены ошибки (для большего интереса ошибки можно допустить не во всех словах). Учащиеся в команде должны их исправить. (см. приложения)

Кто больше. Учащиеся за 3 минуты придумывают слова на определенную букву. Условия такие: слова должны быть только существительными в именительном падеже единственного числа (кроме тех слов, которые формы единственного числа не имеют)

Битва поэтов. По опорным словам команды должны придумать четверостишье

Угадай произведение по отрывку. Командам раздают отрывки произведений. Учащиеся должны угадать произведение и назвать автора. (см. приложения)

Творческий конкурс. Команды должны описать комнату человека определенных занятий, чтобы другие команды могли угадать, кто там живет.

Подведение итогов, вручение призов

Приложения.

К конкурсу 2

[р`ика ищ`о н`и зам`орзла, и ийо св`инцовыи волны грусна ч`ирн`эл`и в аднаабразных б`ир`игах, пакрытых б`элым сн`эгам] – Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.

[д`ир`эв`йа и травы л`этам и в нач`ал`ли ос`ин`и пав`иc`эн`н`им у сач`ны и св`ижы] – Деревья и травы летом и в начале осени по-весеннему сочны и свежи.

[ран`н`эй в`исной, как тол`ка сайд`от сн`эк, пол`э, гд`э была пас`эйана аз`имайа рош, пакрывайэца соч`най з`эл`эн`йу] – Ранней весной, как только сойдет снег, поле, где была посеяна озимая роль, покрывается сочной зеленью.

К конкурсу 3Для всех команд набор слов одинаков.

Атестат, митафора, винегрет, артиллерийский, ветренный, встречно-паралельный, перпиндикуляр, доподлинный, забранированный, завершенный, капиталловложение, калейдаскоп, матереалистичный, нейтралетет, смародиновый

(для жюри: аттестат, метафора винегрет, артиллерийский, ветреный, встречно-параллельный, перпендикуляр, доподлинный, забронированный, завершенный, капиталовложение, калейдоскоп, материалистичный, нейтралитет, смородиновый – подчеркнутые слова изначально в задании написаны правильно)

К конкурсу 5

Солнце трава светить цвести сад речка лужайка цветы (больше баллов получает та команда, которая использовала больше опорных слов)

К конкурсу 6

«По улицам города я шатался теперь с исключительной целью – высмотреть, тут ли находится вся компания, которую Януш характеризовал словами «дурное общество» (В.Короленко «В дурном обществе»)«Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирилла Петрович Троекуров». (А.Пушкин «Дубровский»)«Кто никогда не видал, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет». (М. Пришвин «Кладовая солнца»)

К конкурсу 2

[р`ика ищ`о н`и зам`орзла, и ийо св`инцовыи волны грусна ч`ирн`эл`и в аднаабразных б`ир`игах, пакрытых б`элым сн`эгам]

[д`ир`эв`йа и травы л`этам и в нач`ал`ли ос`ин`и пав`иc`эн`н`им у сач`ны и св`ижы]

[ран`н`эй в`исной, как тол`ка сайд`от сн`эк, пол`э, гд`э была пас`эйана аз`имайа рош, пакрывайэца соч`най з`эл`эн`йу]

К конкурсу 3Для всех команд набор слов одинаков.

Атестат, митафора, винегрет, артиллерийский, ветренный, встречно-паралельный, перпиндикуляр, доподлинный, забранированный, завершенный, капиталловложение, калейдаскоп, матереалистичный, нейтралетет, смародиновый

К конкурсу 5

Солнце трава светить цвести сад речка лужайка цветы (больше баллов получает та команда, которая использовала больше опорных слов)

К конкурсу 6

«По улицам города я шатался теперь с исключительной целью – высмотреть, тут ли находится вся компания, которую Януш характеризовал словами «дурное общество»

«Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирилла Петрович Троекуров».

«Кто никогда не видал, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет». 15

weburok.com

Конкурс-игра по русскому, татарскому и английскому языку

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с Вами собрались на уже ставшую традиционной в нашей школе игру-конкурс «Лингвистический винегрет». Ее участниками станут три команды, а оценивать нас будет компетентное жюри (объявляется состав жюри).

Ну, а теперь настала пора познакомиться с нашими командами поближе. Первый конкурс так и называется

  1. Минипрезентация.

Каждая команда представит свое название, выразит творческое кредо в форме девиза и создаст свой неповторимый имидж. Этот конкурс оценивается максимальной оценкой 3 балла. Для определения последовательности выступлений, проведем жеребьевку. Сейчас вы будете рыбачить в символическом океане знаний и лингвистической удочкой выудите золотую рыбку удачи. (Проводится жеребьевка).

Презентация команд.

Решив задание следующего конкурса, вы узнаете тему игры. Из кроссвордов, которые вы будете разгадывать, вы получите ключевые слова, названия государств. А затем вам нужно будет изобразить флаг этого государства. Максимальная оценка конкурса 7 баллов, при этом будет учитываться скорость выполнения задания.

  1. Конкурс кроссвордов.

А пока наши конкурсанты готовятся, мы послушаем… (Объявляется музыкальный или любой другой номер)

Наши конкурсанты великолепно справились со своей задачей, и мы с вами видим, что тема нашей игры: Татарстан, Россия, Англия, точнее, язык, история и культура этих стран. (На столы выставляются символы названных государств).

Вот с языка мы и начнем. Сейчас вам предстоит языковая разминка. Мы объявляем

  1. Конкурс скороговорок.

Максимальная оценка конкурса 3 балла. (Командам даются скороговорки на русском, татарском, английском языках).

Участники тренируются в произношении скороговорок, ибо будут учитываться не только скорость, но и чёткость произношения, выразительность и, конечно, артистичность. Мы же приветствуем… (Объявляется музыкальный или любой другой номер)

Большое спасибо. Ну, а теперь предоставляем слово нашим участникам. (Команды произносят скороговорки). Не желает ли кто из зрителей показать своё мастерство в скороговорении и заработать дополнительные баллы для команд?

Уважаемое жюри! Вы готовы огласить результаты двух первых конкурсов?

Жюри объявляет результаты

А сейчас вы выступите в роли поваров, но поваров не обычных, потому как вам предстоит приготовить настоящий лингвистический винегрет. Ингредиентами для него послужат по три слова из русского, татарского и английского языков. Используя эти слова, вам необходимо сочинить рассказ, максимальная оценка за ваше кулинарно-лингвистическое искусство 7 баллов.

4. Конкурс рассказов.

Наши команды отправляются колдовать над экзотическим лингво-блюдом, а мы играем со зрителями. Сейчас мы вспомним известное стихотворение Корнея Чуковского «Телефон». Однако его героев вы будете называть по специальному знаку, которым будет государственный символ – флаг. Если вы увидите, к примеру, флаг Татарстана, следовательно, героя нужно назвать на татарском языке. Если будет поднят флаг Англии - герой соответственно называется на английском, России – на русском. За каждый верный ответ вы получите звездочки. Эти звездочки в конце игры вы сможете подарить понравившейся вам команде и тем самым увеличить количество баллов.

Игра со зрителями.

К. Чуковский «Телефон».

Мне, кажется, наш коллективный экспромт удался на славу, ну, а теперь свои экспромты представят команды.

Выступление команд с сочиненными рассказами.

Следующий конкурс потребует от вас, дорогие участники, и интеллектуального напряжения, и творческого полета мысли, и быстроты реакции. Вы будете соревноваться в конкурсе «Блиц-турнир». За одну минуту каждая команда должна дать как можно больше ответов на предложенные ей вопросы. Правильный ответ стоит один балл. Если вы не знаете ответа, то попросите задать следующий вопрос командой: «Дальше». Итак, мы начинаем.

  1. «Блиц-турнир».

Что ж, пора обратиться к нашим дорогим экспертам. Огласите, пожалуйста, результаты конкурса скороговорок и рассказов.

Жюри объявляет результаты.

Спасибо.

Наша игра приблизилась к своей кульминации. Заключительный конкурс «Домашнее задание». Команды представят на суд зрителей и жюри свою импровизацию. Это сказка на новый лад «Невероятные приключения трех поросят», а вот где они с ними приключились, мы узнаем из выступлений команд. Максимальная оценка домашнего задания 7 баллов. Команды готовятся к старту, а наши зрители пока поиграют. Игра называется «Угадай мелодию». И у вас снова появляется возможность добавить баллы своей любимой команде при помощи звездочек.

Игра со зрителями «Угадай мелодию».

  1. Выступление команд с домашним заданием.

Наша игра завершена, и работа осталась только для жюри, которое подводит итоги последних двух конкурсов и обобщит результаты команд. А нам с вами посчастливилось встретиться с артистами…(Объявляется музыкальный или любой другой номер)

Благодарим вас.

Заключительное слово о впечатлениях и по итогам игры-конкурса «Лингвистический винегрет» предоставляется нашему уважаемому жюри.

Выступление жюри.

Награждение.

infourok.ru

Лингвистический винегрет: Как выучить иностраный язык с удовольствием? | Мой универ

Я изобрела методику изучения иностранного языка, которую назвала «Сама себе Илона Давыдова» и которой поделюсь с вами. Можете благодаря шуточному названию воспринимать её как шутку, но ведь в каждой шутке есть доля шутки, остальное – правда.

Эта методика, если её можно так громко назвать, подойдёт всем желающим набрать лексическую базу иностранного языка, когда сроки не поджимают . Автор статьи проверял её только на английском, но общепсихологические приёмы, которые при этом используются, могут сработать и с немецким, и с итальянским, и с французским…Основной «фишкой» такого способа изучения языка является полное погружение в лексику, которая должна будет окружать вас повсюду. Методика представляет собой эдакий сытный лингвистический винегрет.

Но перед тем, как подробнее остановиться на рассмотрении этой методики, сразу отмечу, что она категорически не подходит для авральной подготовки к серьёзным тестам, экзаменам и другим испытаниям, потому что рассчитана на плавное и пошаговое изучение.

Стикеры

А куда ж без них? Что бы там не говорили, но заучивание отдельных слов, записанных на маленьких цветных бумажках, расклеенных всюду по дому, помогает довольно быстро поднять нехилую языковую базу.

Чтение на ночь

Общеизвестный и эффективный метод, которым все пользовались в детстве, когда зубрили стишки на уроки литературы. Чтение небольшого и простого текста непосредственно перед сном способствует его глубокому осмыслению и запоминанию новых слов в этом тексте.

Домашнее аудирование

Для него вполне подойдут не раздражающие песни на изучаемом языке. Слушаем, делаем паузы, записываем, переводим, ещё раз прослушиваем. Советую не использовать в аудировании любимых песен, ибо после 15-ой перемотки вы ещё пару лет эту песню слушать не сможете. Для аудирования, естественно, подойдут и специальные звуковые материалы, которые используют на уроках в школах, вузах и других образовательных учреждениях, но слушать музыку куда приятнее и язык учится, как бы играя.

Перевод песенных текстов

Сильно перекликается с предыдущим пунктом. Я брала за основу тексты Qeen, The Doors, Luis Armstrong, Nirvana, Pink Floyd (с PF хуже - сильно отвлекает большое количество потрясающей и сложной музыки, которая уносит далеко от изучения:) Не факт, что эта лексика когда-нибудь понадобится, но слова запоминаются накрепко и из головы их уже ничем не выбить. Можно находить в интернете готовые переводы и учить по ним, сопоставляя с оригинальным текстом песни.

Фильмы без перевода

Отличный способ добавить лексики! В самом начале без русскоязычных титров не обойтись, но это не надолго. Позже титры можно будет заменить на иностранные, тем самым получая двойную языковую нагрузку. На более высоком уровне о титров можно будет совсем отказаться и тогда вам откроются все прелести и тонкости изучаемого языка: характерные интонации, общепринятые обороты и устойчивые выражения, сокращения и неологизмы. Плюс ко всему, вы получаете двойную дозу удовольствия от сюжетной линии и игры актёров, ведь вам не мешает «чужой» голос дублёра

Чтение остросюжетной книги

Сюжет не должен быть вам знаком. Каждая страница должна быть в новинку, что бы любопытство заставляло продвигаться в чтении дальше. Выбирать лучше книгу, написанную простым языком, желательно, максимально приближенным к литературному языку. Если вы попытаетесь таким способом учить английский, а в качестве инструмента выберите книги Кинга (пишет на сложном американском варианте английского), то очень скоро забросите учёбу. Здесь ведь главное видеть свои успехи, а не каждый раз понимать, как мало вы знаете язык.

Переписка

Переписка на изучаемом языке людьми в социальной сети, на портале знакомств или по ICQ. Вписала это пункт в свою методику только из-за его очевидной логичности. Когда хочешь найти общий язык с интересующим человеком, найдёшь способ с ним объясниться. И если он по-русски совсем «не бельмеса», то придётся выкручиваться вам. Приятный бонус к изучению иностранной разговорной лексики – новые друзья и знакомые за границей.

Программа-переводчик в мобильном

Вариант интересен тем, что позволяет переводить иностранные слова, где бы вы их не увидели: на рекламной листовке в метро, на уличном биллборде, в модном журнале или во время просмотра фильма в кинотеатре – ваш верный мобильный друг всегда рядом и на него можно рассчитывать.

Говорить о простых и лёгких методах изучения иностранного языка в последнее время стало невероятно модно. «Английский за 2 недели», «Как изучать английский без затрат?», «Сверхпамять - английский язык. Новая методика», интенсивные и ускоренные курсы и прочая рекламная информация сыпется на наши бедные головы ежедневно. Но если вы действительно хотите выучить иностранный язык, не забавы ради, не скупитесь на хорошего репетитора.

www.univer.by

перепишите вставляя пропущенные буквы и будьте очень внимательны!вас ожидают ловушки в лингвистическом винегрете по рецепту Ахременковой

(не)поймёш(?)—это волны или рож(?). Это лес или камыш(?) иль с небес струится тиш(?)... (К. Бальмонт). 2. Я притворюсь беззвучною зимой и вечные (на)век захлопну двери и всё(таки) узнают голос мой и всё(таки) ему опять повер..т. (А. Ахматова). 3. Разброса(н,нн)ым в пыли по магазинам (где их н..кто н.. брал и н.. б..рёт!), моим стихам как драгоце(н,нн)ым винам настан..т свой черед. (М. Цветаева). 4. Вся любовь происход..т из нужды и тоски; если(бы) человек (н..)в(чём) (н..)нуждался и (н..)тосковал он (н..)когда (н..)полюбил(бы) другого человека. (А. Платонов). 5. Маргарита летела (по)прежн..му медле(н,нн)о в пусты(н,нн)ой и (неизвестной местност.. над холмами усе..(н,нн)ыми редкими валунами лежащ..ми меж отдельных громадных сосен. (М. Булгаков). 6. Пушинки (не)проше(н,нн)о валятся на руки. Мне страшно в безлюдьи пороши разнузда(н,нн)ой. (Б. Пастернак). 7. Мелкий ж..лтый лист нет-нет да и слетит с берёзы; в просторах скоше(н,нн)ых полей уже пусто и светло (по)осе(н,нн)ему.

упражнение2. Вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки, выпишите из предложений словосочетания: 1) с причастиями; 2) с отглагольными прилагательными; 3) с деепричастиями.

Будучи ране_ым, солдат оставался в строю. Игра актера была проникнове_а и взволнова_а. Человеческая память обладает пока еще необъяснимым свойством навсегда запечатлевать всякие пустяки. Такие же худые женщины выносили на улицу тазики, стирали белье, переговаривались и тут же развешивали стира_ое. Мировая общественность была взволнова_а сообщениями о зверствах фашистов. Немного подальше, в самой глуши заброше_ого и одичалого малин_ика, стояла беседка, пр_хитро ра_краше_ая внутри, но до того ветхая и дряхлая снаружи, что, глядя на нее, становилось жутко. Прижимаясь щ_кой к тополю, Мария обняла его неостывший ствол. Девочка воспита_а бабушкой. Скрестивши могучие руки, главу опустивши на грудь, идет и к рулю он садит_ся и быстро пускается в путь. День был серый и ветре_ый. Дождь барабанил по крыше, точно сердяс_ и негодуя на кого (то). Манеры этой девушки св_детельствуют о том, что она тактична и воспита_а. В небольшом, окле_ом белым, соверше_о пустом зале было св_тло, пахло масля_ой краской, на бл_стящем, краше_ом полу у стены стояли две китайские вазы. Изучая иностранный язык, необходимо много читать. Коше_ая трава сегодня хорошо сохнет. Коше_ая позавчера трава уже высохла. Скоше_ая трава лежит ровными рядами. Каждый год в ноябр_ский день в нашей школе соб_раются выпускники минувших лет. Ответы экзаменующихся были содержательны и продума_ы. Степь была пусты_а, ужасающе темна. упражнение 3. Данные словосочетания замените фразеологическими оборотами, в состав которых входят деепричастия (см. слова для справок). Слушать с напряженным вниманием, согласиться неохотно, сказать чистосердечно, трудиться усердно, уехать, обманувшись в своих ожиданиях, жить просто, смотреть пристально, работать небрежно.

^ Слова для справок: не мудрствуя лукаво, положа руку на сердце, спустя рукава, навострив уши, не покладая рук, не солоно хлебавши, скрепя сердце, не отрывая глаз.

упражение 4.Прочитайте. Укажите ошибки, допущенные в построении деепричастных оборотов. Перепишите предложения, исправляя их, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Приступая к работе над сочинением, в моем представлении возникает план будущей работы. Открывая страницы романа «Евгений Онегин», перед тобой возникает неповторимый мир (П, п)ушкинской эпохи. Воспроизведя в драме «Гроза» (семейно) бытовой уклад купечества и мещанства, драматургом отображена борьба между народными нравственными традициями и жестокими домостроевскими принципами «темного царства». Прочитав роман «Обломов», передо мной встала проблема крепос_ного права в России. Рискуя жизнью, им был спасен человек. Услышав о разведке, Пете стало весело. Выписывая из текста цитаты и составив план, я готовился к сочинению. Сильно простудившись, мне нездоровилось. Переходя через рельсы, стрелоч_ника оглушил неожида_ый свисток п_ровоза.

упражнение 5.. Спишите, вставив пропущенные буквы. Хлопоч_щая хозяйка, обезлюд_вший хутор, трепещ_щий листок, повале_ая ветром ива, дремл_щий старик, лома_щаяся ветка, протопта_ая тропинка, насыще_ый цвет, увеш_нные шишками ели, ра_кинув могучие крылья, хлещ_щие брызги, плещ_щиеся дети, стел_щийся туман, зан_в Бородино, испуга_о смотрел, напружин_в сильные лапы, п_стара_мся войти в их пол_ожение, посып_тся угрозы, искре_ее сострадание, ре_щие знамена, кол_щий дрова рабочий, бор_щийся народ, ро_щие траншею строители, кле_щий карандаш, колебл_мая волной тень, наблюда_мый со дна моря, хорошо вид_мое зарево, свед_щий человек, изране_ый солдат, кова_ый меч_, отчая_ый крик, тесто замеш_но, посе_ное зерно, замеш_н в неприятную историю.

упражнение 6 Выполните морфологический разбор причастий, деепричастий. Идя по мягкой, давно неезженной дороге, они незаметно отошли от деревни на версту. Григорий вышел, дрожа улыбкой, с взбешенными глазами.

geometria.neznaka.ru

Лингвистический винегрет – 5

Лингвистический винегрет – 5.

Откуда ты родом?

На этом занятии мы познакомимся с ещё одной полезной способностью этимологии: прояснять лексические значения мудрёных на первый взгляд слов.

Прилагательное меркантильный сложно для понимания даже студентам. Информация о нём из современных толковых словарей(«излишне расчётливый, корыстолюбивый, торгашеский») не меняет данной оценки, ведь непонятен корень этого слова. А слова с неизвестными корнями – как люди в масках: сомнительны и неудобны. С помощью этимологических словарей снимем маску с прилагательного меркантильный.

Оказывается, его близкими родственниками являются имя римского бога торговли Меркурий и существительное коммерция. Все они образованы от латинского merx («товар»). Теперь понятно, почему некоторых людей называют меркантильными.

Ещё одно прилагательное с таинственным лексическим значением – щепетильный. И опять для раскрытия тайны надо собрать вместе побольше родственных ему слов. А лучшими помощниками в этом деле снова станут этимологические словари. Обратившись к ним, мы узнаем, что и щепетильный, и глаголы отщепить и расщепить, и щепка, и даже отщепенец и чепуха были в разное время образованы от существительного щепа («тонкая мелкая пластинка, отколотая от дерева»).

Щепкой раньше называли очень мелкую и очень тонкую щепу (вспомним фразеологизмы худой как щепка, высох как щепка). Сходное значение было и у существительного чепуха. В одной книге, изданной в XVIII веке, я прочитал такое жутковатое описание шторма в Северном море: «Льды от ветру в чепуху разбиваются» (то есть на мелки кусочки, как бы щепки).

В современном языке щепа и щепка стали синонимами, чепуха же приобрела переносные значения. Так называют, во-первых, какую-либо мелочь, что-то незначительное, несущественное; во-вторых, чушь, вздор, нелепость, бессмыслицу. Сравните: чепуховое дело, говорить чепуху. А расщепить значит «разделить на мелкие и тонкие (как щепки) части». Так что можно расщепить и доску, и атом.

Как видите, все эти исторически родственные слова связаны по смыслу общей семой (элементом лексического значения) «мелкий». Теперь ясно, почему людей, которые очень точно, до мелочей соблюдают правила и выполняют обещания называют щепетильными. Иными словами, щепетильный – обязательный даже в мелких, как щепка, делах. Всё с точностью до минуты, до сантиметра, до копейки – вот его девиз.

А существительное отщепенец образовано от глагола отщепить («отколоть щепу») и буквально значит «отломок, осколок». В наше время этим словом называют человека, который откололся от своей общественной среды, коллектива, народа, как щепка от своего дерева. Отщепенцем стал Ларра из рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль». Отщепенцами были те, кто в годы войны открыто переходил на сторону врага…

Отметим особо: когда с помощью этимологии мы проясняем толкования слов, становятся заметными и их первоначальные образные значения. Впечатление такое, будто ветер отогнал облака – звёзды засияли ярче.

Наверное, все уже убедились, что с помощью этимологических словарей можно лучше истолковать слова и устойчивые выражения и объяснить, почему те или иные предметы, признаки, действия получили именно такие названия. Но знания без умения их использовать – как машина без колёс. Поэтому потренируйтесь в применении различных справочников, выполняя следующие задания.

Задание № 1.

1. Почему так названы белка, гвоздика, копейка, опёнок, понедельник?

2. С помощью информации из этимологических словарей объясните современное

значение слов досконально, инсинуация, обличать.

3. Почему в старину Москву назвали белокаменной, златоглавой и первопрестольной?

Строительная мастерская.

Задание № 2

Из данных слов выписать одно, которое не соответствует указанной модели.

Услышь меня.

Задание № 3.

Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор. Подберите все возможные антонимы к полученному слову.

Раз словечко, два словечко…

Задание № 4.

Воспользовавшись ссылкой, вспомните правило правописания Н, НН в разных частях речи.

http://dist-tutor.info/mod/book/view.php?id=39971&chapterid=2944

Вставьте пропущенные буквы. Объясните различия в написании созвучных слов.

1) Девочка хорошо воспита…а родителями. Девочка послушна и воспита…а.

2) Встреча выпускников нашей школы была организова…а и в этом году. Эта ученица дисциплинирова…а и организова…а.

3) Грозовая туча была рассея…а ветром, и снова засверкало солнце. Ты вчера была рассея…а, когда говорила со мной.

Юный корректор.

Задание № 5.

1. Человек, закаляющий с детских лет, всегда здоров и бодр. 2. Ребята катались по замерзнувшей реке. 3. Лица ребят, описывающих о поездке, раскраснелись от оживления. 4. Плакат, нарисуемый художником, повесили в классе. 5. Хорошая книга – это подарок, завещавший автором человеческому роду.  6. Развитие системы электростанций будет идти в убыстряющем темпе.

1. Исправьте ошибки в предложениях.

2. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты и причастия.

 Удивительное рядом.

Задание № 6.

Для девушек одно из любимейших занятий на переменах – подробно обсуждать поступки, внешний вид, способности, манеры, слова отсутствующих подруг и парней. Короче говоря, перемывать им косточки. Как и когда возникло это выражение?

Информацию здесь:

http://frazbook.ru/2009/01/15/peremyvat-kostochki/

shkolageo.ru

Лингвистический винегрет – 5

Лингвистический винегрет – 5.

Откуда ты родом?

На этом занятии мы познакомимся с ещё одной полезной способностью этимологии: прояснять лексические значения мудрёных на первый взгляд слов.

Прилагательное меркантильный сложно для понимания даже студентам. Информация о нём из современных толковых словарей(«излишне расчётливый, корыстолюбивый, торгашеский») не меняет данной оценки, ведь непонятен корень этого слова. А слова с неизвестными корнями – как люди в масках: сомнительны и неудобны. С помощью этимологических словарей снимем маску с прилагательного меркантильный.

Оказывается, его близкими родственниками являются имя римского бога торговли Меркурий и существительное коммерция. Все они образованы от латинского merx («товар»). Теперь понятно, почему некоторых людей называют меркантильными.

Ещё одно прилагательное с таинственным лексическим значением – щепетильный. И опять для раскрытия тайны надо собрать вместе побольше родственных ему слов. А лучшими помощниками в этом деле снова станут этимологические словари. Обратившись к ним, мы узнаем, что и щепетильный, и глаголы отщепить и расщепить, и щепка, и даже отщепенец и чепуха были в разное время образованы от существительного щепа («тонкая мелкая пластинка, отколотая от дерева»).

Щепкой раньше называли очень мелкую и очень тонкую щепу (вспомним фразеологизмы худой как щепка, высох как щепка). Сходное значение было и у существительного чепуха. В одной книге, изданной в XVIII веке, я прочитал такое жутковатое описание шторма в Северном море: «Льды от ветру в чепуху разбиваются» (то есть на мелки кусочки, как бы щепки).

В современном языке щепа и щепка стали синонимами, чепуха же приобрела переносные значения. Так называют, во-первых, какую-либо мелочь, что-то незначительное, несущественное; во-вторых, чушь, вздор, нелепость, бессмыслицу. Сравните: чепуховое дело, говорить чепуху. А расщепить значит «разделить на мелкие и тонкие (как щепки) части». Так что можно расщепить и доску, и атом.

Как видите, все эти исторически родственные слова связаны по смыслу общей семой (элементом лексического значения) «мелкий». Теперь ясно, почему людей, которые очень точно, до мелочей соблюдают правила и выполняют обещания называют щепетильными. Иными словами, щепетильный – обязательный даже в мелких, как щепка, делах. Всё с точностью до минуты, до сантиметра, до копейки – вот его девиз.

А существительное отщепенец образовано от глагола отщепить («отколоть щепу») и буквально значит «отломок, осколок». В наше время этим словом называют человека, который откололся от своей общественной среды, коллектива, народа, как щепка от своего дерева. Отщепенцем стал Ларра из рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль». Отщепенцами были те, кто в годы войны открыто переходил на сторону врага…

Отметим особо: когда с помощью этимологии мы проясняем толкования слов, становятся заметными и их первоначальные образные значения. Впечатление такое, будто ветер отогнал облака – звёзды засияли ярче.

Наверное, все уже убедились, что с помощью этимологических словарей можно лучше истолковать слова и устойчивые выражения и объяснить, почему те или иные предметы, признаки, действия получили именно такие названия. Но знания без умения их использовать – как машина без колёс. Поэтому потренируйтесь в применении различных справочников, выполняя следующие задания.

Задание № 1.

1. Почему так названы белка, гвоздика, копейка, опёнок, понедельник?

2. С помощью информации из этимологических словарей объясните современное

значение слов досконально, инсинуация, обличать.

3. Почему в старину Москву назвали белокаменной, златоглавой и первопрестольной?

Строительная мастерская.

Задание № 2

Из данных слов выписать одно, которое не соответствует указанной модели.

Услышь меня.

Задание № 3.

Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор. Подберите все возможные антонимы к полученному слову.

Раз словечко, два словечко…

Задание № 4.

Воспользовавшись ссылкой, вспомните правило правописания Н, НН в разных частях речи.

http://dist-tutor.info/mod/book/view.php?id=39971&chapterid=2944

Вставьте пропущенные буквы. Объясните различия в написании созвучных слов.

1) Девочка хорошо воспита…а родителями. Девочка послушна и воспита…а.

2) Встреча выпускников нашей школы была организова…а и в этом году. Эта ученица дисциплинирова…а и организова…а.

3) Грозовая туча была рассея…а ветром, и снова засверкало солнце. Ты вчера была рассея…а, когда говорила со мной.

Юный корректор.

Задание № 5.

1. Человек, закаляющий с детских лет, всегда здоров и бодр. 2. Ребята катались по замерзнувшей реке. 3. Лица ребят, описывающих о поездке, раскраснелись от оживления. 4. Плакат, нарисуемый художником, повесили в классе. 5. Хорошая книга – это подарок, завещавший автором человеческому роду.  6. Развитие системы электростанций будет идти в убыстряющем темпе.

1. Исправьте ошибки в предложениях.

2. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты и причастия.

 Удивительное рядом.

Задание № 6.

Для девушек одно из любимейших занятий на переменах – подробно обсуждать поступки, внешний вид, способности, манеры, слова отсутствующих подруг и парней. Короче говоря, перемывать им косточки. Как и когда возникло это выражение?

Информацию здесь:

http://frazbook.ru/2009/01/15/peremyvat-kostochki/

www.shkolageo.ru


Смотрите также