Шибаев винегрет


Разработка урока риторики на тему "Текст" (1 класс)

Текст – что это такое?

Цель урока: дать представление о тексте как о тематическом единстве.

Ход урока.

  1. Речевая разминка, актуализация знаний.

– Подготовьтесь прочитать эти стихотворные строки четко, громко, с ударением на последнем слове:

Ахи, ахи, ахи – ох,

Баба сеяла горох.

Уродился он густой.

Мы помчимся, ты постой!

– Ребята, что мы с вами сейчас прочитали? (Считалку.)

– А сейчас послушайте, что я вам прочитаю:

Молодой крокодил пятидесяти лет хочет завести себе друзей. С предложениями обращаться по адресу: Большая Пирожная улица, дом 15, корпус 2. Звонить три с половиной раза.

Крокодил Гена

– Что это, как вы думаете? (Объявление.)

II. Постановка задачи урока. Формулирование темы.

– А на уроках чтения что мы с вами читаем? (Стихи, сказки, рассказы.)

– Действительно, мы с вами часто читали стихи, рассказы, сказки и вы не раз слышали от меня слово «текст» – текст рассказа, например. На сегодняшнем уроке мы и постараемся определить, что же можно назвать текстом. Итак, тема нашего урока – ...

Слайд 1

III. Текстовый анализ.

Слайд 2

1. Какую из этих записей можно назвать текстом, а какие – набором предложений?

- В первых трех строчках – набор предложений. Посмотрим, о ком говорится в первом предложении? Во втором? В третьем?

- Сколько рисунков можно нарисовать к этим предложениям? Кто будет изображен на них? (Три рисунка: первоклассники, пчела, Тянитолкай; все три предложения - о разном).

- Сколько предложений во второй записи? Тоже три. О ком говорится в каждом из них? Сколько рисунков можно нарисовать к ним? (Один или два, но на всех будет изображен Тянитолкай).

– Как вы думаете, чем текст отличается от набора предложений?

(В тексте предложения рассказывают о чем-то одном.)

– Принято говорить так: предложения в тексте объединяются темой.

- Какова тема нашего текста? (Тянитолкай).

- Можно ли придумать заголовок к тексту? (Тянитолкай. Удивительный зверь.)

- Можно ли придумать заголовок к предложениям? (Нет, в них нет ничего общего, нет общей темы).

2. Определение темы текста.

- Ребята, сейчас нам придется выступить в роли критиков. Вы знаете, кто такие критики?

- Так вот, один мальчик написал стихотворение, вернее он решил, что написал стихи. Мы с вами должны определить, так ли это. Слайд 3

- Можно ли сочиненное мальчиком назвать стихами?

(Похоже на стихи, есть ритм, рифма, но нет темы, объединяющей все предложения сочинения: о чем оно?)

Слайд 4

3. – Что написано на самой верхней строчке слайда? («О ком? О чем?»)

– Если мы скажем, о ком или о чем говорится в тексте, это и можно назвать темой.

Жил_был доктор Айболит. Он был очень добрый. А больше всего на свете доктор любил зверей. К нему приходили лечиться черепахи, лисицы и козы, прилетали журавли и орлы. Всех лечил добрый доктор Айболит.

О ком или о чем говорится в этом тексте? Сформулируйте тему текста. (Возможные варианты: о докторе Айболите; о том, как доктор лечил зверей и т.д.)

4. – Я вам буду читать, а вы слушайте внимательно:

Повадился в деревню медведь. Чуть смеркнется – косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. Привезли они ловушку, медом обмазали, зерна насыпали. А Мишка все съел и был таков.

– О чем или о ком вы услышали? Можно ли назвать данную запись текстом? Докажите это.

Слайд 5

– А теперь прочитайте этот же текст сами. Можно ли поменять предложения местами?

– Вы правы, нельзя, потому что предложения связаны друг с другом по смыслу.

IV. Риторический анализ с элементами задачи.

1).- Послушайте стихотворение А.Шибаева «Винегрет»

Слайд 6

Винегрет

– Ну, ребята, как делишки?

– Хорошо! – кричат мальчишки.

– Есть ли новости у вас?

– Есть! – и начали рассказ.

– Ходил я в цирк не так давно.

– А я на речке был.

– Как было весело, смешно!

– Разделся и поплыл.

– Нахохотался я до слез.

– И вдруг пошел ко дну.

– Там пес кота в коляске вез.

– И закричал: «Тону!»

– Там клоун был без головы.

– А тут ребята шли.

– Играли в мяч морские львы.

– Они меня спасли.

- Как вы думаете, почему стихотворение называется «Винегрет»?

(В обычном винегрете смешиваются различные овощи, а в рассказах двух мальчиков смешались различные события: один мальчик рассказывает о том, что случилось с ним на речке, другой – о том, как он ходил в цирк.)

– Давайте попытаемся отделить высказывания одного героя от высказываний другого.

Прочитайте то, что говорит мальчик, побывавший в цирке. Теперь прочитайте то, что говорит второй мальчик. Получились два маленьких стихотворения на разные темы. Прочитаем каждое из них. О ком или о чем говорится в каждом?

Прочитаем стихотворение по ролям.

2). Работа с загадками.

- Ребята, без труда определяли темы текстов, но есть такие тексты, которые зададут вам загадки – о чем они? Это самые настоящие загадки, и читать их надо очень внимательно, чтобы понять о чем идет речь.

Слайд 7

V. Подведение итогов урока.

– Чем же текст отличается от набора предложений? (В тексте предложения связаны между собой по смыслу, объединены темой. Можно сказать, о ком или о чем в говорится в тексте.)

– Назовите тексты, с которыми вы встречаетесь в жизни. (Загадки, объявления, вывески, скороговорки, считалки, поздравления, рассказы и т.д.)

– Что вам понравилось на уроке?

– Что запомнилось?

– Какое у вас было настроение?

Дети поднимают соответствующий рисунок на карточках.

infourok.ru

"Занимательная азбука", А. Шибаев, "Махаон" - на что похожа буква а - запись пользователя Hennessy (Hennessy) в сообществе Детские книги в категории дошкольникам

Эпиграф.

Загадка из этой книжки:

"Что все это значит?

Дочка, а не плачет.

Спать уложишь - будет спать

День, и два, и даже пять!.."

Олеся (3 г.10 мес.): "Это Спящая Красавица!"

Пока в Лабиринте действует скидка 28% на книги издательства "Махаон", хочу рассказать об одной увлекательной и полезной книжке: "Занимательная азбука" замечательного автора Александра Шибаева.

У меня эта книга под такой обложкой:

Сейчас она продается в другой обложке:

Содержание абсолютно одинаковое, тот же художник, то же расположение страниц и рисунков, словом, они совершенно идентичны, только обложки разные.

По содержанию книга состоит из пяти глав-"уроков", разделенных между собой "переменами":

Урок 1. Буква.

Перемена.

Урок 2. Слог.

Перемена.

Урок 3. Слово.

Перемена.

Урок 4. Знак.

Перемена.

Урок 5. Речь.

Первый урок посвящен знакомству с буквами.

На что похожи буквы, как их лучше запомнить, какие ассоциации они вызывают. Забавные стихи и истории про буквы и веселые наглядные рисунки помогают лучше усвоить материал.

А вот и звонок с урока! На перемене предлагается в форме игр и заданий закрепить пройденный материал. Отгадай загадки, найди на рисунке несколько слов на заданную букву. А знаешь ли ты, что за буквы встречаются нам на дороге и что они означают? (А - автобусная остановка, Т - трамвай, М - метро...)

Урок второй.

Понятие слога - на стихотворных примерах. Что такое ударный слог, как в зависимости от ударения изменяется слово, какая буква всегда ударная. Как переносить слоги. В каких случаях слова пишутся с большой буквы, а в каких - с маленькой:

Вот моя подружка Роза,

А в руках подружки - роза!

Какие буквы всегда только маленькие. Что происходит, если в слове изменить лишь одну букву.

Устали? Перемена!

Опять смешные тихи и загадки, фокусы со словами...

Урок третий.

Что же такое слово?

"Всему название дано -

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных - нету!"

Твердые слова и мягкие, пушистые. Волшебные "двойные" слова: "Я несу суп-суп-суп... А кому? Псу-псу-псу..." Слова-близнецы, удивительные названия. Разные значения одного и того же слова. Ребенок знакомится с богатством и разнообразием русского языка.

Перемена? Перемена!

Почитаем-поиграем.

А теперь - урок четвертый.

Знаки. Вопросительный, восклицательный, точка.

"Точки, палочки, крючки...

Неприметные значки,

А во время чтения

Требуют почтения!"

И последний урок после очередной перемены

Урок пятый.

Речь. Говорим правильно, узнаем значения пословиц и поговорок, постоянно употребляемых в повседневной речи. А какой словесный винегрет можно намешать, если на слух понять неверно!

"...- Несу мел.

- Что не сумел?

- Мел несу! Мишке! Ему же надо будет...

- Если ему жена добудет, так зачем ты ему несешь?!..."

Таким образом, книга получается долгоиграющая. По ней можно сначала учить буквы, затем постепенно переходить к понятию слога, играть в слова, отгадывать загадки, хохотать до слез над шаловливыми буквами, превращающими одни слова в другие и меняющими смысл предложения. Познакомиться со знаками препинания. И все это в озорной, веселой, увлекательной форме, которую предлагает нам автор.

Моя дочка буквы знает давно, а вот теперь, когда она активно учится читать (по книге "Как научить ребенка читать", мой обзор этой книги здесь ), мы параллельно читаем "Занимательную азбуку", получается очень в тему и не скучно.

"Занимательная азбука", А.Шибаев, изд. "Махаон"

www.babyblog.ru

Стихи на букву (звук) - Ш.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше

Это утка в камыше.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша

Выходи из камыша.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше

Нет уж утки в камыше.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Что же шепчут камыши?

 

шо-шо-шо, шо-шо-шо

—  Я пишу уж хорошо,

шу-шу-шу, шу-шу-шу

—  Всё, что хочешь, напишу,

ши-ши-ши, ши-ши-щи

«Ешьте кашу»,— напиши,

шу-шу-шу, шу-шу-шу

—  Это я уж напишу,

шо-шо-шо, шо-шо-шо

—  Вижу, пишешь хорошо.

 

***

Дали Маше манной каши.

Маше каша надоела.

Маша кашу не доела.

Маша, кашу доедай,

маме не надоедай!

 

Хороша швея Наташа

Шила шубку —

сшила юбку.

Шила шапку —

сшила тапку.

 

***

Шепчет кошке петушок:

—   Видишь, пышный гребешок?

Шепчет кошка петушку:

—   Шаг шагнёшь — и откушу!

 

***

Школьник, школьник, ты силач:

шар земной несёшь, как мяч.

Мышонок и Мышь

Мышонку шепчет мышь:

— Ты что шуршишь, не спишь!

Мышонок шепчет мыши:

— Шуршать я буду тише.

А. Капралова.

 

Лягушки

У речушки, вдоль опушки,

мимо вспаханных полей

шли ленивые лягушки

в гости к бабушке своей.

И. Демьянов.

 

Шишки у Мишки

Бросил палку кверху Мишка.

—  Падай в шапку с ёлки, шишка!

Шишка — хлоп по голове.

Стало шишек сразу две.

Е. Петрищева.

 

Шарфик

Шёл я лесом и боялся...

Чей-то шарфик мне попался.

Сразу лес нестрашным стал.

— Эй, кто шарфик потерял?!

Г. Виеру.

 

Кошкин вагон

Кошка, кот и шесть котят

ехать в Кошкино хотят.

Сели кошки у окошек.

Восемь окон — восемь кошек.

Просят у проводника

восемь плошек молока.

Проводник Гав-гав смущён.

Вход собакам запрещён!

А. Строило.

 

Мышь как мышь

Мышь как мышь,

Сама с вершок!

Влезла  мышка  на  мешок.

Позвала к себе мышат.

Пусть крупою пошур­шат!

Пошуршать бы по­шуршали!

Только кошки помешали...

Г. Лагздынь.

 

***

Шорох, шептанье,

шумок под окном,

шлёпанье   лёгкое...  

Кто   это — гном?

Шшш! Там за шторами, возле окна

шустрым мышонком шуршит тишина.

В. Лунин.

 

Ну и Наташа!

—  Наташа, как мышка шуршит бумагой?

—  Ши-ши-ши!

—  А как уж шипит?

—  Ш-ш-ш-ш!

—  А как люди шепчутся?

—  Шу-шу-шу!

—  И откуда ты, Наташа, всё это знаешь?

 

Ромашки

Нарядные платьица, жёлтые брошки,

ни пятнышка нет на красивой одёжке.

Такие весёлые эти ромашки —

вот-вот заиграют, как дети, в пятнашки!

Е. Серова.

 

Уронила белка

Уронила белка шишку.

Шишка стукнула зайчишку.

Тот пустился наутёк,

чуть не сбил медведя с ног...

Под корнями старой ели

размышлял медведь полдня:

«Что-то зайцы осмелели...

Нападают на меня».

В. Шульжик.

 

Мешок смеха

(В сокращении.)

Шёл медведь, косматый мех,

нёс в мешке весёлый смех,

зацепил мешком за сук —

смех и высыпался вдруг.

Раскатились по тропинке

тридцать три смешинки,

а за ними из мешка

тридцать три смешка.

М. Вайнилайтис.

 

Мышка или кошка?

Жил на свете кот-котишка

по прозванью Хитрый Тишка.

И жила на свете мышка

по прозванью просто Мышка.

Тише, тише, тише, тишь.

В темноте крадётся Мышь.

А за нею очень тихо,

а за ней крадётся Тихон.

Что ж произошло потом

с этой мышкой и котом?

Я не знаю — темнота.

В ней не рассмотреть кота.

И кругом такая тишь,

что не слышно даже мышь...

Только знаю: утром в норке

грызла мышь сухие корки.

Грызла корки? Очень странно!

Ну а где ж тогда сметана?

Кто же пробовал творог?

Сыр и лакомый пирог?

Корки грызла мышка...

Кто ж тогда воришка?

С. Иванов.

 

Я лишний.

Окапывали вишни.

Сергей сказал: — Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят.

Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

бежит Серёжа в сад.

— Ну нет, теперь ты лишний! —

Ребята говорят.

А. Барто.

 

У нас в квартире.

На лестнице нашей ребятишек не счесть:

Катя, Миша и Саша, и Машенька есть.

Два Пети живут на вто­ром этаже.

Там   жил   ещё   третий, но вырос уже.

И в нашей квартире ребята растут.

Кроватки четыре — их четверо тут.

Четыре пальтишка и восемь галош...

Дружней ребятишек нигде не найдёшь!

З. Александрова. 

 

Про большого малыша.

Не шумит в реке камыш,

Не шуршит под полом мышь.

В этот час такая тишь!

Только слышно:

— Спи, малыш.

У большого шалаша

Слон качает малыша,

А мамаша не спеша

Шубку шьёт для малыша.

На широком мшистом пне

шьёт и порет при луне...

Будет шубка хороша

у большого малыша!

Я про шубку напишу,

но сперва слонов спрошу:

«Сколько меха закупили

на шубейку малышу?!»

И. Демьянов.

 

Бабушка

У бабушки нашей хватает забот:

для Тани с Наташей вяжет и шьёт.

- Читает им книжки, поёт перед сном,

гулять ребятишек ведёт вечерком.

3. Александрова.

  

Пекарь

Я песок мешаю             

с глиной, как муку.

На горячем камне

к ужину пеку:

крендель для матрёшки,

клоуну — лепёшки,

пряники    для    мишки,

заиньке — коврижки.

Г. Ладонщиков.

 

Пугливые камыши

Я сижу и слушаю,  не дыша,                          

шорохи шуршащего камыша.

Камышинки шепчутся:

—   Ши, ши, ши!

Что  вы  тихо  шепчете, камыши? 

Разве так шушукаться хорошо?

А  в   ответ  шуршание:

— Шо, шо, шо!

Я хожу по берегу и кричу:

— С вами я шушукатьcя не хочу!

Я спою над речкою и спляшу!

Даже разрешения не спрошу!

Я спляшу у самого камыша!

Камышинки шепчутся:

—   Ша, ша, ша!

Словно просят шёпотом:

— Не пляши!

До чего пугливые камыши!

В. Орлов.

 

***

— Воробей, чего ты ждёшь?

Крошек хлебных не клюёшь?

— Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

А. Тараскин.

 

***

Есть на новом платье у меня кармашки.

На кармашках этих вышиты ромашки.

Ромашки, ромашки — будто луговые.

Ромашки, ромашки — прямо как живые.

М. Пляцковский.

 

Грибы

По тропинке шла,

белый гриб нашла.

Походила по опушке —

отыскала три волнушки.

Пошла леском —

моховик под листком.

А  шагнула  напря­мик —

увидала боровик.

sites.google.com

4. Взялись за руки друзья

А вот еще один поэт маршаковской школы, о котором хочется говорить особенно внимательно и подробно.

Александр Александрович Шибаев (1923-1979) не вошел, как еще недавно говорили, «в обойму», в первый ряд послевоенной детской поэзии.

Ленинградец, а не москвич, человек скромный, домашний, а не публичный, - он и не претендовал на роль литературной звезды, а уж тем более литературного начальника, перед которым открылись бы двери центральных издательств.

Полтора десятка тоненьких книжек для детей, вышедших при его жизни; итоговая, как оказалось, книга «Взялись за руки друзья» (1977) и уже появившаяся посмертно еще одна большая книга «Язык родной, дружи со мной» (1981), которую он дописывал на больничной койке, - вот, собственно, и все его литературное наследие. «Было в его характере что-то от русского мастерового старой закваски, - вспоминал писатель Александр Крестинский, - недаром он так любил всякую столярную и слесарную работу. Он разрабатывал свою поэтическую делянку не спеша, и когда тоненькие его книжечки, любовно и талантливо оформленные Вадимом Гусевым, вдруг буквально «взялись за руки» и составили веселый и умный хоровод под одной обложкой - вот тогда-то все увидели и осознали, какой труд стоит за этим изданием и какое мастерство наработал автор за протекшие годы...»

За годы, протекшие со дня преждевременной смерти Александра Шибаева, его стихи так и не стали достоянием широкой детской аудитории, хотя некоторые из них и входят в разного рода хрестоматии. Переиздаются они редко, но каждому профессионалу - особенно воспитателям, учителям языка и литературы, знакомым с его творчеством, ясно: поэзия Шибаева - значительное художественное явление, связанное с непосредственной педагогической практикой, поскольку занятия с детьми невозможны без игры с языком и в язык.

Во второй половине 60-х, в 70-е годы, когда наша поэзия для маленьких нередко ограничивалась описанием детского и семейного быта, Шибаев обратился к основам культуры - к языку как таковому, его законам, его богатству. Он опоэтизировал школьную грамматику и для каждого урока нашел точный, познавательный, занятный ход, открывая в стихах и волшебство речи, и одновременно методику обучения. Загадки, скороговорки, перевертыши, небольшие сюжетные истории про звуки, буквы, слова и знаки препинания - Шибаев пошел в этой игре дальше многих: возможно, впервые в поле зрения детского поэта попала столь обширная область практического языка:

- Читаешь?..

- Читаю.

Не шибко пока...

- А ну-ка, прочти это слово.

- Сейчас прочитаю.

ТЫ-Ё-ЛЫ-КЫ-А.

- И что получилось?

- КОРОВА!

Уже одно перечисление некоторых разделов в книге «Взялись за руки друзья» представляет суть и разнообразие шибаевских тем и сюжетов: «Буква заблудилась», «Волшебные слова», «Удивительные названия», «Прислушайся к слову», «Стихи играют в прятки», «Точка, точка, запятая...» Причем за «невинными» названиями подчас скрываются тонкие находки, по-моему, ни разу до Шибаева не становившиеся предметом такой последовательной игры.

Кому в детстве не приходилось, быстро повторяя какое-либо особое слово, «вылущивать» из его звуков другое, схожее с ним по звучанию? Шибаев доводит эту игру до поэтического совершенства, подталкивая читателя на поиск таких «двойных» слов, раскрывая их внутренние связи:

 

- Зверек, зверек, куда бежишь?

Как звать тебя, малышка?

- Бегу в камыш-камыш-камыш,

Я - мышка-мышка-мышка.

 

На эвфонической стороне языка Шибаев особенно заострял внимание. Это и понятно: со звука начинается постижение речи, один-единственный звук, одна буква часто становятся главным различием совершенно чуждых друг другу слов. Поэт подчеркивает это различие весело и остроумно:

 

Букву «Д» на дне пруда

Отыскали раки.

С той поры у них беда:

То и дело Драки.

 

Переходя от звука к слову, Шибаев и здесь демонстрирует меткость глаза и остроту слуха. То он заставляет прислушаться к самим словам, в их звучании обнажая смысл:

 

О твердом камне говорит

И слово твердое ГРАНИТ.

А для вещей, что мягче всех,

Слова - помягче:

ПУХ, МОХ, МЕХ.

 

То, отталкиваясь от смысла - через звук, - показывает удивительную многогранность, неожиданность родной речи:

 

Я шел по лужайке.

Гляжу - АДМИРАЛ...

Я тихо подкрался к нему

И - поймал!

Поймал!

Наконец-то поймал адмирала!..

Богатой

Коллекция бабочек

Стала!

 

Слова-близнецы и знаки препинания, слоги и предлоги, правила чтения и навыки культурной речи - все становится объектом внимания. И в стихах, посвященных более сложным законам языка, Шибаев всегда ищет способ растормошить ученика своей поэтической школы, заставить его правильно ответить на вопрос, а то и выставить самому себе заслуженную отметку:

 

Мы изучаем перенос.

Вот как слова я перенес.

«Едва» я перенес «е-два»

И получил за это «два».

«Укол» я перенес «у-кол»

И получил за это «кол».

«Опять» я перенес «о-пять».

Теперь, надеюсь, будет «пять»?!

 

Эти строки хороши тем, что играют в рифменное ожидание: прочитав слово, читатель уже догадывается, какую оценку заслужил герой, и, смеясь, может легко восстановить правильное написание при переносе. Подобным объектом иронического недоумения, а то и откровенной насмешки становятся и школьные орфографические ошибки. Вот, например, в какую переделку попал учитель Лев Кузьмич, проверяющий дома тетради своих учеников:

 

Он долго думал, например,

Раскрыв тетрадку Тани,

Что это значит: «Пионер

Играет на баране?..»

Ах, неужели гвозди

Вбивают... молоком?!

(Написано у Кости

О чуде о таком).

А кто-то тяпкой вытер стол!

(Ах, неужели тяпкой?)

А кто-то каской красит пол!

(Напрасно. Лучше - шапкой).

А кто-то пишет: «Наш каток -

Такой хороший, гадкий...»

- Ай-яй! - промолвил педагог

И отложил тетрадки...

И лоб пощупал он тайком

И поспешил к дивану.

И слышит: кто-то молоком

Колотит по барану!

 

Такой гротеск не просто смешон - это юмор с двойным дном: за шуткой всегда скрывается познавательность. Безусловной педагогической заслугой Шибаева можно назвать его постоянное стремление разрушить тривиальность - в отношении к слову, к языку, да и в самом детском сознании.

Есть примеры, подтверждающие его правоту с иных позиций. Известно, что у людей, обладающих необычной, феноменальной памятью, существует своя методика запоминания, своя система мнемотехники. Помню, лет пятнадцать назад об этом упоминал один из подобных феноменов Самвел Гарибян. По его словам, суть такой системы кроется в парадоксах, абсурде, игре воображения: «К примеру, надо запомнить слова «паркет», «пингвин», «таблетка», «рация»... Вы сочиняете сюжет, в котором последовательно играет каждое из предложенных слов. Допустим, «по паркету гуляет пингвин...» Не впечатляет - обычно. А если так: «паркет натерли пингвином, затем дали ему таблетку, посадили за рацию...» Абсурд? Да. А слова уже впечатались в память. Необычное всегда запоминается лучше, развивает фантазию, избавляет от стереотипов мышления любого человека...». Слова Гарибяна заставляют вспомнить об ответе Хармса на вопрос, каков номер его телефона: «Его легко запомнить: 32-15, - отвечал Хармс. - Тридцать два зуба и пятнадцать пальцев».

Говоря о развитии памяти, С. Гарибян невольно затронул одну из главных проблем поэзии для детей - создание такого образа, придумывание такого поэтического хода, которые бы уже с детства и развивали выдумку, и избавляли от трафаретности мышления. Думаю, что одним из тех, кто открыл перед юным читателем двери в мир «языковой» фантазии и был поэт Александр Шибаев.

Можно с уверенностью сказать: никто из наших поэтов прежде не писал о родном языке так, как это сделал Александр Александрович. Хотя, конечно, его стихи стали прямым развитием уже существовавшей и довольно мощной традиции детской поэзии, идущей от словесной игры. Перечитывая Шибаева, видишь, на что поэт ориентировался: прежде всего, это школа Маршака и творчество ее создателя.

Влияние Маршака иногда сказывается напрямую, - допустим, в ритмических реминисценциях:

 

Воробьи повадились

В огород.

Ну-ка пусть их пугало

Отпугнет...

 

В этих строчках Шибаева так и «прощупывается» характерный ритм маршаковского стихотворения «Кот и лодыри», который ни с чем не спутаешь.

Нередки образцы и более скрытого, косвенного влияния. Б. Бегак в книге «Дети смеются», опубликованной в 1971 году, приводит небольшой эпизод из работы Маршака над стихотворением «Про художников и художниц»:

 

«...Стыд и позор Иванову Василию,

он нацарапал на парте фамилию,

Чтобы ребята на будущий год

Знали, что в классе сидел...

 

Большой поэт критически отнесся к собственному тексту, - пишет Бегак. - «Идиот» из стихов был выброшен, а Иванов заменен красноречивым Пустяковым:

 

...Чтобы ребята во веки веков

Знали, что в классе сидел Пустяков».

 

Психология творчества - вещь потайная, трудно утверждать что-либо наверняка, но в этой работе мне видятся ходы, которые впоследствии нашел или подхватил Шибаев, когда придумывал неожиданные загадки, где до рифмующего слова-отгадки надо добираться, преодолевая эвфонический «обман»:

 

За окном шумит буран,

за стеной поет ба... (баян)

 

Или:

 

Я осла узнаю сам

по его большим у... (ушам)

 

Эта последняя загадка напрямую отсылает к другому, уже упоминавшемуся двустишию Маршака из азбуки «Про все на свете»: «Ослик был сегодня зол - / Он узнал, что он осел», которое в практике поэтического воспитания тоже может быть разыграно как загадка - с недоговоренным для маленького слушателя последним словом.

Кстати, еще один тип загадок Шибаева - более описательный и распространенный - тоже восходит к вполне реальной традиции...

 

Кто кусается

- Сердит!.. - закрыв лицо рукой,

Сказал прохожий глухо.

- Ударил как!.. - ворчал второй,

Поглаживая ухо.

Шла мимо бабушка с клюкой,

В платок упрятав нос.

Она сказала: - Ишь, какой.

Кусается, как пес... -

И я скорей лицо прикрыл

Воротником пальто:

В тот день и впрямь сердитый был...

Вы догадались - кто?

 

Эта загадка вызывает в памяти «странные дощечки» и «непонятные крючки» Д. Хармса - не столько, естественно, своим «зимним» характером, сколько приемом изображения: свойства отгадки описываются в стихе, сквозь косвенные улики «брезжит» ответ. Однако и здесь у Шибаева - своя манера: отгадку надо искать в синонимическом ряду примет, она зашифрована не в картинках (Хармс замечательно их « рисовал» стихами), а в самом языке.

Воздав дань традиции, Шибаев работал рука об руку с поэтами-современниками, иногда исследуя вместе с ними конкретный словесно-поэтический ход.

Вспомним стихотворение Бориса Заходера «Никто»: маленький проказник на все упреки и вопросы родителей «Кто это сделал?» бесстрастно отвечает: «Никто!». Само собой, дело кончается плачевно:

 

НИКТО сегодня не пойдет

Ни в гости, ни в кино!

 

Это - типичная «мораль» Заходера, которая подается в системе игры, определенной самим автором.

В стихах другого детского поэта, Генриха Сапгира, «Не знаю кто» и «Кто-то и фото» анонимные герои Кто и Кто-то выступают почти в одной обнаженной «грамматической» функции. В первом стихотворении Кто неизвестно с Кем идет непонятно Зачем, встречает Кого-то, просит Что-то и так далее. Во втором - Кто-то никак не может сфотографироваться без Когото, этих «кого-то» становится множество, на чем и строится сюжет. Здесь тоже типичная для автора игра с отвлеченными понятиями - в данном случае с персонифицированными частями речи.

Схожим путем идет и Александр Шибаев. В сказке «Тот, который...» он словно табуирует названия разных животных, не называет их впрямую, а герой-щенок просто выступает под именем Тоткоторый. Оригинальность и узнаваемость Шибаева проявляется в том, что в отличие и от Заходера, и от Сапгира он создает именно стихотворение-загадку, разгадывая которую читателю приходится преодолевать веселые метонимические преграды.

А вот стихотворение «Загадочная история»: здесь в роли «героя» выступает неопределенное местоимение «какой-то», за которым, однако, уже не скрываются таинственные явления, все приметы и персонажи понятны:

 

- Шел, шел - и устал, и присел на пенек.

Присел и увидел какой-то цветок.

Порхала какая-то бабочка. Села.

Какое-то дерево рядом шумело.

На нем я увидел какую-то птаху.

Какой-то червяк мне заполз под рубаху.

Какой-то зверек пробежал по дорожке.

Ужасно кусались какие-то мошки.

В траве копошился какой-то жучишка...

 

Рассказывал это какой-то мальчишка.

Мальчишка. Какой-то.

Но я про него

Не знаю и знать не хочу ничего!

 

Моральные поучения, как правило, не свойственны Шибаеву, они если и появляются в его стихах, то показывают прежде всего широкие возможности языка как средства общения: в определенной ситуации даже незамысловатое слово «какой-то» может приобрести неожиданный смысл - стать символом равнодушия.

Не менее любопытно еще одно свойство шибаевской поэтики - его пристрастие к путанице, к перевертышу. Этой поэтической формой, идущей от фольклора, пользовались самые разные авторы. Тем интереснее и плодотворнее выглядит каждое новое решение.

Классика жанра - «Путаница» Чуковского и «Иван Топорышкин» Хармса, сказка и скороговорка. Чуковский первым обратил внимание на то, что отступление от нормы, нарушение привычных представлений и понятий неминуемо вызывает смех, посредством которого только укрепляются представления ребенка о жизни. «Путаница» - типичнейший пример «перевернутого» мира. Слушатель и читатель легко, как из кубиков, создают из выдумок Чуковского мир правильный, воспитываются на этом «переделывании», усваивая и нормы поведения, и чувство реальности. То же самое, но уже на более углубленном, языковом уровне происходит и со стихами Хармса. При этом Хармс никогда не поучает: он показывает абсурд как таковой, позволяя читателю самому в силу своих возможностей разбираться и «выправлять» смешной гротескный образ.

На память приходит немало последовательных сторонников этой традиции - от младшего современника Хармса и его соратника по работе в «Чиже» и «Еже» Юрия Владимирова до Эдуарда Успенского и Андрея Усачева, с их известными перевертышами и «комедиями положений».

А вот, например, «Повар» Олега Григорьева:

 

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берет

И опускает в компот.

 

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье,

Мешает суп кочережкой,

Угли бьет поварешкой,

 

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет!

 

О. Григорьеву было свойственно создавать в стихах статические образы - когда абсурдные понятия, словечки, комические ситуации смешивались вот в такой «винегрет» и от этого становились еще более нелепыми и смешными.

Совсем рядом, параллельно со стихами Григорьева, строится перепутанный мир Шибаева. Даже тема родственна. Однако вместо замершей картины, которую, смеясь, можно долго рассматривать, здесь мы находим чисто шибаевский выход: смешна не столько ситуация, сколько ее языковое, словесное разрешение.

 

На плите обед доваривается,

Тетя с нами договаривается:

- Значит, так: промыть лапшу

Я вас, дети, попрошу.

Покрошите в суп картошку

И - варите понемножку,

Эту рыбу дайте киске...

 

И так далее... Теперь ребята рапортуют:

 

- Значит, так: лапшу - промыли,

В суп очистки покрошили

И - варили понемножку,

В сахар всыпали картошку,

Кости бросили в компот,

Рыбу - в мусоропровод.

- А куда несете киску?

- Вон туда, в собачью миску...

- Мое сердце раз-ры-ва-ри-ва-ет-ся!.. -

Это тетя заговаривается.

 

Типичная шибаевская находка: слово контаминируется, обрастает дополнительным смыслом, звук становится носителем обогащенной, а то и вовсе новой, неожиданной информации. Именно на этом строятся многие уроки языка Шибаева, его учебно-познавательные штудии, его поэтическая азбука, грамматика - та игра в язык, о которой писал иллюстратор шибаевских книг художник Вадим Гусев:

«Мне было очень интересно играть в язык, в такую большую, очень сложную игру, в которой столько нужно думать!

В эту игру играют знаками: знаками препинания, буквами, словами, которые складывают буквы, - все это - знаки.

У них предназначение - обозначать значение.

Это и есть самое интересное - обозначать. Для того и надо думать. Думать всегда интересно, а когда придумаешь, выдумаешь, додумаешься - весело!

Во всякую игру играют по правилам. Правила надо знать. Кто не знает даже простых правил - над тем смеются. «Он (она, они) - смешной! (Смешная, смешные). Нам весело - мы-то знаем, как правильно! Стихи Шибаева смеются с нами».

Сегодня без стихов Александра Александровича Шибаева немыслима ни поэтическая педагогика, ни традиция русского детского стиха ХХ века.

Вспомним разнообразные азбуки С. Маршака, его «Знаки препинания», «Живые буквы»; вспомним родственное шибаевским стихотворение Б. Заходера «Кит и кот», в котором замена одной буквы на другую становится истоком сюжета, вспомним его же «Букву Я» и «Песенку-азбуку»; в очередной раз вспомним стихи Г. Сапгира и О. Григорьева - опять называю их имена, поскольку эти поэты особенно близки Шибаеву поисками «внутри» языка. А ведь в 70-е годы - время основных удач А.Шибаева - выходили и другие близкие ему книги: например, загадки, написанные акростихом и собранные в книжке Я. Сатуновского «Где загадка, там отгадка», или целая антология поэтических каламбуров в книге Я. Козловского «Веселые приключения не только для развлечения».

В этом ряду место Шибаева весомо и оригинально: сделав язык главным персонажем стихов, он показал, что игра - когда она существует не ради незамысловатой забавы, а ради учения и постижения культуры - в высшей степени необходима детской поэзии.

Когда-то обэриуты приглашали взглянуть на предмет «голыми глазами».

Об Александре Александровиче Шибаеве можно сказать, что он услышал слово-предмет «голыми ушами», - и этот обостренный слух передается внимательному слушателю и читателю его веселых и познавательных стихов.

www.knigidoma.com

"Занимательная азбука", А. Шибаев, "Махаон" - запись пользователя Hennessy (Hennessy) в сообществе Детская библиотека в категории Отзывы

Эпиграф.

Загадка из этой книжки:

"Что все это значит?

Дочка, а не плачет.

Спать уложишь - будет спать

День, и два, и даже пять!.."

Олеся (3 г.10 мес.): "Это Спящая Красавица!"

Хочу рассказать об одной увлекательной и полезной книжке: "Занимательная азбука" замечательного автора Александра Шибаева.

У меня эта книга под такой обложкой:

Сейчас она продается в другой обложке:

Содержание абсолютно одинаковое, тот же художник, то же расположение страниц и рисунков, словом, они совершенно идентичны, только обложки разные.

По содержанию книга состоит из пяти глав-"уроков", разделенных между собой "переменами":

Урок 1. Буква.

Перемена.

Урок 2. Слог.

Перемена.

Урок 3. Слово.

Перемена.

Урок 4. Знак.

Перемена.

Урок 5. Речь.

Первый урок посвящен знакомству с буквами.

На что похожи буквы, как их лучше запомнить, какие ассоциации они вызывают. Забавные стихи и истории про буквы и веселые наглядные рисунки помогают лучше усвоить материал.

А вот и звонок с урока! На перемене предлагается в форме игр и заданий закрепить пройденный материал. Отгадай загадки, найди на рисунке несколько слов на заданную букву. А знаешь ли ты, что за буквы встречаются нам на дороге и что они означают? (А - автобусная остановка, Т - трамвай, М - метро...)

Урок второй.

Понятие слога - на стихотворных примерах. Что такое ударный слог, как в зависимости от ударения изменяется слово, какая буква всегда ударная. Как переносить слоги. В каких случаях слова пишутся с большой буквы, а в каких - с маленькой:

Вот моя подружка Роза,

А в руках подружки - роза!

Какие буквы всегда только маленькие. Что происходит, если в слове изменить лишь одну букву.

Устали? Перемена!

Опять смешные тихи и загадки, фокусы со словами...

Урок третий.

Что же такое слово?

"Всему название дано -

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных - нету!"

Твердые слова и мягкие, пушистые. Волшебные "двойные" слова: "Я несу суп-суп-суп... А кому? Псу-псу-псу..." Слова-близнецы, удивительные названия. Разные значения одного и того же слова. Ребенок знакомится с богатством и разнообразием русского языка.

Перемена? Перемена!

Почитаем-поиграем.

А теперь - урок четвертый.

Знаки. Вопросительный, восклицательный, точка.

"Точки, палочки, крючки...

Неприметные значки,

А во время чтения

Требуют почтения!"

И последний урок после очередной перемены

Урок пятый.

Речь. Говорим правильно, узнаем значения пословиц и поговорок, постоянно употребляемых в повседневной речи. А какой словесный винегрет можно намешать, если на слух понять неверно!

"...- Несу мел.

- Что не сумел?

- Мел несу! Мишке! Ему же надо будет...

- Если ему жена добудет, так зачем ты ему несешь?!..."

Таким образом, книга получается долгоиграющая. По ней можно сначала учить буквы, затем постепенно переходить к понятию слога, играть в слова, отгадывать загадки, хохотать до слез над шаловливыми буквами, превращающими одни слова в другие и меняющими смысл предложения. Познакомиться со знаками препинания. И все это в озорной, веселой, увлекательной форме, которую предлагает нам автор.

Моя дочка буквы знает давно, а вот теперь, когда она активно учится читать, мы параллельно читаем "Занимательную азбуку", получается очень в тему и не скучно.

"Занимательная азбука", А.Шибаев, изд. "Махаон"

www.babyblog.ru

Внеклассное мероприятие по теме: "Винегрет – шоу"

Разделы: Внеклассная работа

Предварительная работа:

  1. Подбор и изучение необходимого материала по данной теме.
  2. Оформление стихов, загадок, пословиц и поговорок.
  3. Систематизация подбора полезных советов
  4. Конкурс детского рисунка “Праздник витаминов”
  5. Изготовление атрибутов к костюму Картофеля, Капусты.
  6. Географическая карта мира.

Ход мероприятия

Ведущий:

- Здравствуйте, ребята, гости. Мы продолжаем разговор о здоровом питании.

Наше шоу “Винегрет” открывается!

Попробуем перечислить овощи, составляющие винегрет, а для этого надо отгадать загадки.

Летом свеженький, зеленый, прямо с грядки прыг на стол, А зимою я – соленый, и вокруг меня – рассол. (огурец)

За кудрявый хохолок лису из норки поволок, На ощупь очень гладкая, на вкус, как сахар, сладкая! (морковь)

Над землей – трава, под землей – алая голова. (свёкла)

Сидит Ермошка на одной ножке, на нем сто одежек; Не шиты, не кроены, а весь в рубцах. (капуста)

Заставит заплакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …… (лук)

Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла. Ты подсоли ее немножко, ведь, правда, вкусная ……. . (картошка)

- Молодцы, с загадками вы справились. Встречайте гостя!

(входит повар)

Я очень старался и очень спешил И вам винегретик, друзья, накрошил.

Ведущий:

- Спасибо тебе, повар. Дети очень любят этот салат. (дети пробуют)

- Как вы думаете, ребята, этот салат полезен? (ответы детей)

- Вы правильно ответили. Салат полезен, ведь в нем разнообразные овощи, которые необходимы для питания человека.

Историк: Больше всего ценит человек овощи, так как они помогают ему быть здоровым и бодрым. Овощи богаты витаминами. Открыл витамины русский доктор Н. И. Лунин 1880 году. Но только через тридцать два года витамины получили свое название. Их крестным был польский ученый Казимир Фунт, который предложил назвать их “витаминами” – от латинского слова “вита”, что означает “жизнь”

Повар: Я принес вам не только винегрет, а еще интересное задание.

(дети разгадывают кроссворд “Витамины”)

Кроссворд “ВИТАМИНЫ”

Задание: реши кроссворд. (рисунок 1)

1.

Над землей – трава, под землей – алая голова. (свекла)

2.

Что красно снаружи, бело внутри, с зеленым хохолком на голове?(редис)

3.

Зоркий глаз, богатырь Тарас в подземелье ушел, десять братьев нашел. Вышли братья на свет, собрались на совет, все глазастые да щекастые. Посмотри-ка, посмотри-ка, каковы богатыри! (картошка)

4.

Былинкой была, всё воду пила, побелела, растолстела, Словно сахар захрустела. (капуста)

5.

Красная девица ухитрилась схорониться, Но зеленая коса так и просится в глаза. (морковь)

6.

Росли на грядке зеленые ветки, а на них – красные детки. (помидор)

7.

Пребольшую … вырастила Дина. Спрячется за … и не видно Дину. (дыня)

8.

Золотая голова велика и тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка. (тыква)

Ведущий: Молодцы, справились с заданием. Начнем наше знакомство со свёклой. Послушаем историков.

Историки:

1 ученик Свекла – древний овощ. Она росла в саду вавилонского царя Мардук-аппал-Иддина две тысячи лет назад. Это была лиственная свекла – мангольд, которая годилась лишь на салаты, а вот на борщ, винегреты эта свекла не подходила.

2 ученик. Лишь тысячу лет спустя вавилонские, арабские и персидские умельцы доказали, что “корешки” у свеклы могут быть сытней и вкусней, чем “вершки”. Восток за полторы тысячи лет опередил Запад: Европа все еще продолжала готовить свекольные салаты.

3 ученик Восточная, мелкая и малосладкая, корнеплодная свекла появилась в Европе только после крестовых походов. Ей отвели место сначала в садах, а затем на огородах, рядом с лиственной свеклой – мангольдом.

4 ученик Столовая свекла, введенная в культуру в глубокой древности, с давних пор широко используется в нашей стране для приготовления винегретов. Борщей, маринадов. Весной в пищу идут молодые листья и черешки, осенью и зимой – корнеплоды

Врач-диетолог: Этот овощ очень полезен. Свекла отличается от других овощей высоким содержанием сахара (9%), в ней имеется небольшое количество яблочной и щавелевой кислот, соли калия, натрия, магния, фосфора, из витаминов преобладает витамин С. В молодой ботве свеклы много каротина и витаминов С и группы В. Эти витамины необходимы для нормальной работы организма, особенно в зимнее время.

Ведущий: Много интересного мы узнали о свёкле. А вот как приготовить свеклу, чтобы в ней оставалось как можно больше витаминов, нам расскажет повар.

Повар:

  • посуду для варки свеклы следует правильно подбирать по объему, чтобы меньше оставалось пространства для воздуха;
  • при варке свеклу следует закладывать только в кипящую воду;
  • не рекомендуется варить свеклу в подсоленной воде – вкус ее ухудшается;
  • чтобы свекла при варке не потеряла цвет, можно добавлять в воду или в бульон немного сахара, из расчета 0,5 чайной ложки на 2 л воды.

Ведущий: Наступило знакомство со следующим овощем. Это морковь. Послушаем медиков.

1 ученик Медики всегда славили морковь. Каротин корнеплода превращается в витамин А. Витамин А улучшает зрение. Это давно известно. Но светила медицинской науки высказывали о нашей огородной спутнице и еще более смелые суждения. “Тертая морковь, - писал в 1875 году хирург Пирогов, - домашнее средство против рака”.

2 ученик За последнее время все настойчивее рекомендуют пить овощные соки, в основе всех этих коктейлей – морковный сок. (например, на десять частей сока – 7 частей морковного, 3 – огуречного или 7 частей морковного, 2 части петрушечного и 1 часть сельдерейного) Морковный сок всегда во главе.

3 ученик Морковь в любом виде – свежем, пареном, вареном – полезна для всех. Она поддерживает организм в здоровом состоянии. Нантская 4 – это самый скороспелый сорт – от посева до уборки проходит от 105 до 120 дней.

Ведущий: А теперь хозяюшки послушайте полезные советы повара.

- наиболее сочны толстые, недлинные корнеплоды. Из такой моркови получается хороший сок, ее кладут в салаты, используют сырой в качестве гарнира, а также маринуют.

- при варке морковь лучше опускать в кипящую воду, так как в ней отсутствует растворенный кислород и лучше сохраняется витамин С;

Ведущий: По-моему к нам гости. (входит картофель)

- Хоть я и лежу в своем ящике на хранении, но, услышав, что меня зовут, тут же решилась к вам выйти. Я и мои родственники – Картофелины очень гордимся, что нас называют “вторым хлебом” и мы каждый день нужны хозяйкам для приготовления самых разных блюд. А было время………… (задумывается, вспоминает). Мне рассказывала моя прабабушка, а ей ее бабушка, что давным-давно о нашем существовании вообще не знали в России. А дело было так.

Историки

1. Пятьсот лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение – картофель. Да и откуда было знать, если до родины картофеля, Южной Америки, никто из европейских мореходов еще не доплывал.

2. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Колумб преподнес в дар их величествам королю и королеве Испании открытую им за океаном огромную землю. Согласия индейцев, коренных жителей этой земли (позже ее стали называть Америкой), Колумб не спросил.

3. По пути, проложенному Колумбом, поплыли и другие испанские корабли. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, было не награбленное у индейцев золото, а семена, клубни, зерна новых, не известных Европе растений.

4. Не везде приняли новинку. Кое-где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка – “Чертово яблоко”, сажать ее грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жесткие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка.

5. Когда ученые открыли, что из клубней можно получить крахмал, патоку и спирт, без картофеля уже не могли обойтись ни текстильные, ни картонажные, ни спичечные фабрики, ни спиртовые, а затем и каучуковые заводы.

Ведущий: Надо же, сколько испытаний прошла наша картошечка?! Давайте в честь её споём песенку “Ах картошка!”

(дети поют, картошка танцует с поваром)

Ведущий: Послушаем советы повара для хозяек.

Повар:

- в рассольник картофель лучше класть до огурцов, иначе он останется жестким. По этой же причине в зеленые щи сначала лучше положить картофель, а затем щавель;

- чтобы устранить неприятный запах во время жарения рыбы, в растительное масло кладут одну картофелину, очищенную и нарезанную ломтиками.

- если картофель нужно сварить побыстрее, положите в воду столовую ложку маргарина.

Ведущий: Пришла очередь огурцов.

Диетолог: До сих пор многие люди считают огурец овощем хотя и вкусным, но с точки зрения питания, в общем бесполезным. Что в нем толку? Калорий почти никаких. Витаминов на копейку. Одна вода

Врачи:

1. Огуречная вода признана медициной и в косметике как не последняя вещь. Она освежает кожу, удаляет веснушки, делает более здоровым цвет лица.

Позднее выяснилось, что огурец освежает не только кожу, но и очищает весь организм.

2. Огурцы – рекордсмены по количеству содержащейся в них воды (96,8%), вопреки мнению многих, они не являются существенными источниками витаминов, хотя сравнительно богаты минеральными солями. Огурец оказывает способность регулировать работу сердца, печени и почек;

3. Таким образом, он регулирует работу почек и сердца. В древности греческие врачи прописывали огуречный сок при всевозможных болезнях с высокой температурой. Современные врачи тоже прописывают.

Повар:

Используя огурцы в неочищенном виде, надо предварительно попробовать кусочек кожуры и убедиться, что она не горчит. Если горчит, огурец следует почистить

Чтобы подольше сохранить огурцы, можно уложить их в полиэтиленовый мешок или эмалированную ванночку и держать, не закрывая крышкой, на нижней полке холодильника.

Ведущий: Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?

Капуста: Как же быть без хруста, если я …(ребята отвечают хором )

С давних пор я - народная любимица. В старину русская деревня почти круглый год кормилась капустой, которую квасили, запасали впрок.

Историк: Кочан капусты похож на голову, а по-латыни голова называется – “Капут”, отсюда и произошло слово капуста. Родина капусты – берега Средиземного моря. Корни подают из земли воду растению, листья ее тратят. За сутки из них улетучивается полведра воды. На юге, где жарко и сухо, капусте не уродиться. Зато привольно ей на русской равнине, где летом и осенью частые дожди. Холода белокочанная капуста не боится.

Врач: В свежей белокочанной капусте содержится столько же витаминов С, сколько в апельсинах или лимонах; с капустой поставляются в организм комплекс минеральных веществ, способствующих поддержанию нормального кисло-щелочного равновесия.

Капуста: Для хозяек и поваров есть много полезных советов, о которых нужно помнить во время приготовлении различных блюд из капусты.

Повар:

- борщ должен сначала быстро закипеть, но сняв пену и положив зелень, следует убавить огонь: пусть борщ “томится” под крышкой;

- борщ получается вкуснее, если его, доведя до готовности, не снимают сразу с плиты, а, выключив огонь, оставляют остывать на плите;

- при тушении голубцов не надо наливать много воды или бульона – голубцы получаются слишком водянистые и невкусными.

Капуста: Дорогие гости! Я для вас приготовила капустные пироги и приглашаю всех к столу!

(Капуста вместе с участниками праздника садятся за столы и пьют чай с пирогами)

Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник. Много интересного и полезного мы узнали сегодня. Мы благодарим историков, врачей-диетологов, повара, картофель и капусту за участие в нашем празднике. На память о сегодняшней встрече я хочу вам раздать памятки “Хозяйке на заметку”.

До новых встреч!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

А шибаева стих е винегрет – Telegraph

А шибаева стих е винегрет

Скачать файл - А шибаева стих е винегрет

Да, действительно, замечательная книга. Стихи и оформление нравится. Загадка из этой книжки: Дочка, а не плачет. Спать уложишь - будет спать День, и два, и даже пять!.. Книга большого формата чуть меньше А4 с твёрдой глянцевой обложкой. Состоит из 3-х частей: Отгадай загадки - загадки на каждую букву алфавита с иллюстрациями. Живая азбука -автор Саша Чёрный3. Впиши первые буквы каждого слова, и у тебя получится своя Уже более пятидесяти лет всё своё творчество она посвящает Решила я рассказать вам о наших Азбуках, их у нас пока мало, да и мы сами невелики. Азбука Дяди Коли Воронцова - увидела отзыв и влюбилась, гонялась за ней долго - догнала, спасибо После того как дети научатся читать слоги и слова, улавливая что ж такое из двух-трех слогов они прочли, мы не торопимся переходить к книжкам, пусть даже с минимумом текста. Они еще читают там и сям Махаон анонсировал новые энциклопедии. Занимательные буклеты, вкладки с сюрпризами, загадками и дополнительной информацией. Вот, например, в книге про вселенную будут трёхмерные подвижные изображения планет, астероидов и модель лунного модуля. В книгах про динозавров и про животных Азбука в серии Весело растем издало сборник стихов Михаила Яснова День открытых зверей. В Лабиринте От издательства: Сегодня звери открывают двери для своих друзей-малышей! Весёлые зверята радуются маминому 'самому доброму слову', садятся за парту, учатся Весёлые зверята радуются маминому 'самому доброму слову', садятся за парту, учатся вежливости Я вовсе не ставлю перед собой цель научить ребенка читать к поступлению в детский сад. Да и вообще не сторонница я раннего освоения знаковых систем. Но мимо этой азбуки пройти никак не могла! Совместные покупки Здесь покупают вещи по их настоящей цене. Барахолка Новые и б. Написать Завести дневник Задать вопрос Каталог сообществ Поиск подруг Полезные статьи. Почитать Графики базальной температуры Отзывы о лекарствах Рассчитать срок беременности Календарь беременности Каталог роддомов с отзывами Календарь развития ребенка Он-лайн консультации Размещение рекламы. Поиграть Фотоконкурсы Тест-драйвы Гороскопы. Сообщество для обсуждения детских книг, авторов, иллюстраций, изданий. Списки книг для детей разных возрастов и рекомендации к чтению. На что похожа буква а. У меня эта книга под такой обложкой:. Содержание абсолютно одинаковое, тот же художник, то же расположение страниц и рисунков, словом, они совершенно идентичны, только обложки разные. На что похожи буквы, как их лучше запомнить, какие ассоциации они вызывают. Забавные стихи и истории про буквы и веселые наглядные рисунки помогают лучше усвоить материал. А вот и звонок с урока! На перемене предлагается в форме игр и заданий закрепить пройденный материал. Отгадай загадки, найди на рисунке несколько слов на заданную букву. А знаешь ли ты, что за буквы встречаются нам на дороге и что они означают? А - автобусная остановка, Т - трамвай, М - метро Понятие слога - на стихотворных примерах. Что такое ударный слог, как в зависимости от ударения изменяется слово, какая буква всегда ударная. В каких случаях слова пишутся с большой буквы, а в каких - с маленькой:. Твердые слова и мягкие, пушистые. Разные значения одного и того же слова. Ребенок знакомится с богатством и разнообразием русского языка. Говорим правильно, узнаем значения пословиц и поговорок, постоянно употребляемых в повседневной речи. А какой словесный винегрет можно намешать, если на слух понять неверно! Таким образом, книга получается долгоиграющая. По ней можно сначала учить буквы, затем постепенно переходить к понятию слога, играть в слова, отгадывать загадки, хохотать до слез над шаловливыми буквами, превращающими одни слова в другие и меняющими смысл предложения. Познакомиться со знаками препинания. И все это в озорной, веселой, увлекательной форме, которую предлагает нам автор. Моя дочка буквы знает давно, а вот теперь, когда она активно учится читать по книге 'Как научить ребенка читать', мой обзор этой книги здесь , мы параллельно читаем 'Занимательную азбуку', получается очень в тему и не скучно. Hennessy Видели на сайте 38 минут назад 29 апреля , Загадки любит отгадывать, в общем, ей есть, что почитать, а уж пятилетнему тем более. Вы посмотрите подробнее сканы страниц, увидите: Я крестнице искала недорогую книжку для ее возраста. Не для подарка на праздник, а просто так хочется подарить. Но не могу просто так купить первое что на глаза попало, пришлось вникать в литературу для нее подходящую: Ксения 29 апреля , Нинель Видели на сайте 13 марта, У нас тоже есть, отличная книга. К школе вообще подарок. Гаянэ Видели на сайте 10 часов назад 29 апреля , Ведь гораздо более насыщенное содержание,чем в 'язык родной,дружи со мной'того же автора. Тоже самое,что там и еще столько же сверху. И внутри оформление вполне себе. А слышу в первый раз про нее,даже обидно за книгу стало. JLady Видели на сайте 5 февраля , Подскажите, в чем разница этих книг Занимательная азбука и Язык родной,дружи со мной? Только художники разные или содержание тоже? Гаянэ Видели на сайте 10 часов назад 3 мая , В этой содержание богаче. Я бы лучше ее взяла,емли бы знала раньше. В 'язык родной,дружи со мной'конечно,фантастическое оформление Гусева,но многого того,что есть в посте на фото,в моей книге нет. Спасибо, эта мне тоже показалась более содержательной. Язык родной долго лежит в отложенных, все чего то мне не хватало в ней. А она оказалась очень даже! Светлана Photine Видели на сайте 27 июля, Про нее в сообществе уже писали несколько раз. Я сама на нее отзыв писала в году. Я в соообществе всего года полтора. Отдельный отзыв ни разу не встречала. Возможно,в общей массе кто-то упоминал,но вскользь. А книга стоящая, думаю, далеко не все о ней знают. Да, очень хорошая, я тоже ее хвалила. Старые книги периодически всплывают как новые. Hennessy Видели на сайте 38 минут назад 28 апреля , Поиск в сообществе Категории Фотоальбомы Для тех, кто не знает какую категорию выбрать Дайте совет! Книжные чаепития с МаманчиЗавром сюда не пишем Всё о музыке Читаем после азбуки. Книги для первоначального чтения Страницы психологии Списки книг Наша библиотека Флешмоб! В стране Поздравляндии обмен подарками ТОП - лучшие книги Розыгрыш выходного дня! Сервисы Календарь беременности Календарь развития ребенка Выбор роддома Поиск подружек Барахолка Совместные покупки Общение Консультации Фотоконкурсы Полезные статьи Календарь записей Тест-драйвы Помощь Помощь по сайту Техническая поддержка Реклама на сайте Следите за нами Наша группа в Вконтакте Наша группа на Фейсбуке. Мобильная версия Поиск по сайту Соглашение Правообладателям Бэбиблог — сайт о беременности и материнстве. Дневники беременности и развития детей, календарь беременности, отзывы о товарах, роддома, а также множество других полезных разделов и сервисов.

'Занимательная азбука', А. Шибаев, 'Махаон'

Характеристика металлических стеллажей

Как сделать бабочку как живую

Стихотворение А. Шибаева Мы изучаем перенос. Вот как слова я перенес : едва я перенес е-два и получил за это два. Укол я перенес у-кол. И получил за это кол. Опять я перенес о-пять. Теперь, наверно, будет пять? Укажи, какой части речи нет в этом стихотворении

Сонник черные усы

Томат флорида характеристикаи описание сорта

Схема направления рижского направления электричек

Microsoft access database engine redistributable

Благодарим за Вашу помощь и участие в жизни сайта!

Характеристика химического поражения

Обсадная труба в колодец

Аниме история романтика седзе

ОБРАЗОВАНИЕ ЗВУКОВ. ● Прослушать стихотворение Е

Windows 10 pro переустановить

Новости квн института мчс воронеж на сегодня

Аниме где много жанров

telegra.ph


Смотрите также